Александр Ананьев
(теле- и радиоведущий, художник)
«Писать о том, чем хороши эти песни, чрезвычайно сложно. Это как писать о том, как хорошо бывает проснуться июльским утром в маленьком доме где-нибудь у самого моря. Проснуться, открыть глаза и увидеть первые лучи солнца, пробивающиеся через тонкие деревянные жалюзи, услышать смех детей, играющих где-то во дворе внизу, и за всем этим — лёгкий утренний шёпот огромного моря. Увидеть и улыбнуться. Всё это просто и понятно. А оттого чрезвычайно сложно подобрать точные слова, которые описали бы этот восторг. Это надо увидеть, услышать и почувствовать.
Однажды Алина Симонова будет выступать на большой сцене с симфоническим оркестром за спиной. Я уверен, что так и будет. Но даже сегодня, когда она одна с одной лишь гитарой на коленях поёт на уютной сцене «Гнезда Глухаря», можно услышать, если закрыть глаза, и осторожные скрипки фоном, и невесомые флейты эхом и литавры далёкими раскатами. И соло на дерзкой трубе одним лишь голосом. «Ты представляешь, я слышу у тебя на заднем плане целый оркестр!» — делюсь я впечатлениями с Алиной. «Я знаю!» — улыбается она, — «Я так придумала!»
Симфоническая авторская песня? Женский джаз? Интимный романс? Одной своей песней она перечёркивает все возможные списки музыкальных жанров и выводит свои, доселе неведомые, удивительные.
И первым в этом списке будет слово «Свет». Самое точное определение того, чем хороши песни Алины. Она светлая от своих первых слов «Добрый вечер, дорогие мои» до последнего аккорда своей последней песни.
А вторым в этом списке будет слово «Тепло». Тепло женщины. Тепло жены. Тепло мамы. Тепло июльского утра у моря с первыми лучами солнца , пробивающимися через тонкие деревянные жалюзи.
Хотя, конечно, писать о том, чем хороши песни Алины Симоновой, сложно. Да и ненужно. Просто сходите в «Гнездо Глухаря». Вы всё услышите, увидите и почувствуете сами. Такой осенью, как эта, свет и тепло в большом дефиците».
Максим Гликин (поэт, журналист)
ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА
«Поговори со мной, поговори со мной. Поговори со мной, только, пожалуйста не подбирай слова» — настаивает Алина Симонова в одном из своих хитов. И судя по глазам зрителей театрального зала Дома музыки, их уговаривать не нужно. Пришедшие явно готовы к этому разговору. Ведь он идет в самой доверительной из манер, течет естественным, изначальным образом (уходящим во времена, когда поэты пели, а не декламировали) — идет в такой интонации, на тех звуковых и смысловых частотах, где слова и музыка неразлучны. При этом неслучайные, не сказанные всуе слова и нетривиальная, прихотливая музыка. Слова, которые не произнесет никто так, как пропевает Симонова. Музыка, органичная только для нее.
В прошлой жизни — в прошлом для Алины жанре под названием авторская песня (когда-то была лауреатом Грушинского фестиваля) его адепты называли себя поющими поэтами. Начальным было все-таки слово — более того, ноты иногда появлялись спустя полвека. Оценивались тексты и то, насколько удачно к ним подобрана музыка. Тексты можно было читать и без мелодии и аранжировки — иногда они от этого даже выигрывали.
У Алины такой поэзоцентричности не было и прежде, тем более нет у нее сегодняшней, представшей на большой сцене не как восходящая звезда (хотя такая трактовка формата «Богушевская плюс Симонова» тоже читалась), а как нашедшая уже особое место на песенном небосклоне и уверенно там расположившаяся. В ее музыкальном прочтении первично сразу многое — четыре, пять, шесть в одном. Всякий аккорд не менее важен, чем текстовая метафора, поворот головы не вторичен по отношению к уходу в другую октаву солиста-трубача, звучащая пауза не менее самоценна, чем кадры из фильма «Мужчина и женщина» на экране за спинами музыкантов. Напоминающие еще об одной особенности песенного мира Симоновой: «о чем» ни на йоту не менее существенно, чем «как».
О чем? Да, о современных мужчине и женщине, о том, что даже самым близким людям все-таки приходится подбирать слова. О том, что в сей скоростной век как никогда требуются стойкость и терпение: «Переждать, переждать, переждать, переждать» (настойчивое повторение установки — не просто прием, а введение в особое медитативное состояние, иногда, судя по реакции зала, весьма глубокое).
Об изгибах судьбы, о том, как трудно ищется, по выражению автора, «второе мы».
Но и о том, что счастье бывает не случайным, свыше дарованным, а земным и рукотворным. Это продемонстрировала Алина своим, завершившимся к октябрю, первым благотворительным проектом «Эликсир для Насти» Интернет-пожертвования собирались для пластической операции на лице малышки из Архангельска. Ее красоту спасали всем миром. Часть же средств пошло на музыкально-пропагандистскую поддержку и запись диска с названием проекта, который вручается всем участникам программы.
«Добавь тепла туда, где лед и зола, — поет Симонова в программной песне. — И смех, и свободу — в осеннюю воду добавь… Ты добавляешь себя в этот мир»
В зале Дома музыки собрались многие из тех, кто согласился добавить себя, свою теплоту.
За каждой песней Алины — это чувствуется сразу — многое стоит. Объемность, многослойность — отличают ее музыку. Если же искать в ней приемы, мотивы и цитаты, можно найти целую палитру красок от танго до босса-новы, от романса до блюза. Но вряд ли стоит это делать. Ее метод обратен стилизации. Она не растворяется, а обособляется. Для нее стили лишь вспомогательный инструментарий, она берет их, чтобы подняться над ними, чтобы, оттолкнувшись от знакомого и общего, идти к специальному и личному. Она создает свой аутентичный стиль Алины Симоновой.
Если ее песня и остается авторской — то лишь в этом крупном смысле слова. Когда за всем стоит один автор. Когда у зрителя возникает радость узнавания: по почерку, по тембру, по гармоническому ходу, по особой манере говорить о важном. Когда создается редкий эффект: не исполнитель требует, чтобы его слышали, а аудитория настаивает на том, чтобы слушать и слушать. Когда возникает зеркальность, и зритель в ответ почти подсознательно просит автора: «Поговори со мной!»
Андрей Ширяев
(поэт)
«Тонкий полумрак театрального зала, джаз, босса-нова, свинг, блюз, нежная и яростная мифологичность стихотворных текстов – Алина Симонова. Голос певицы настолько свободен, что песни в её исполнении зачастую превращаются в необъяснимое шаманство, когда в мире не остаётся ничего, кроме выразительных глаз, летящих рук и прекрасной живой музыки. Сотворение чуда. И чудо со-творения, когда зритель не просто сидит отстранённым наблюдателем там, в тёмном зале, а словно находится здесь, вплотную, совсем близко – и участвует в процессе созидания.
Жанр, в рамках которого живёт Алина Симонова, определить не слишком просто. Точнее, совсем непросто, поскольку рамок, как таковых, почти нет. Сама Алина называет его «МиксАрт» – смесь музыкальных стилей. Но, если вдуматься, название «МиксАрт» относится не только к музыке, оно гораздо глубже. В прямом переводе это «смешение, сочетание искусств» – слияние театра, поэзии и музыки.
Театр в жизни Алины Симоновой был предопределён рождением в актёрской семье и детством, прошедшим за гастрольными кулисами. Когда в буквальном смысле живёшь на сцене, трудно не стать актёром. Или режиссёром, потому что каждая песня Алины – маленький моноспектакль. Поэзия пришла к ней в три года, музыка – в семь лет. Чуть позже из трёх этих компонентов начали выплавляться песни, которые сегодня звучат в театральных постановках и кино. А теперь ещё и в мультфильмах: с недавнего времени Алина пишет «фиксипелки» для детского анимационного сериала «Фиксики».
Поэтика Алины Симоновой ярка и парадоксальна. «Гамлет». Первая строка, почти бесстрастный, выплывающий из ниоткуда речитатив: «В тот час, когда меня переживёт свеча…» – так спокойно о страшном может сказать только человек, знающий цену жизни. Вы слышите, вы верите, вы киваете – и с этого кивка начинается настоящая поэзия. Ваша – совместная, не сконструированная, живая, пришедшая в мир за секунду до того, как вы услышали невесомый голос, произносящий придуманные вами слова. «Ведь нам всю жизнь сражаться друг за друга, и потому уже гораздо проще – жить».
Концертная программа Алины Симоновой – любовно подобранная коллекция завораживающих музыкально-поэтических историй, вращающихся вокруг разноцветного хаоса нашего мира. Живой голос в оправе живых инструментов. Её песни – одна Большая Игра, огромная сцена, на которой актёрами стали не только люди, но и сам мир».
Дмитрий Токман
(поэт, журналист)
«Алина Симонова — великолепная поющая актриса с мужскими мозгами, чудесной полуакустикой и встроенной трубой. Впечатление от живого исполнения просто сшибает с ног. Сочетание мужского рацио с женской хрупкостью и незащищенностью, крепкого профессионализма с искренностью и достоверностью порождает в душе у слушателя совершенно отдельное, автономное пространство…»
ОТКЛИКИ СЛУШАТЕЛЕЙ НА КОНЦЕРТ-ИГРУ «МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ»
***
Когда я вытащила название песни у меня там было слово «…» (название песни), я немного расстроилась, потому, что думала, что это про какую-то непонятную еду, и ко мне это никакого отношения не имеет. Но как только я услышала, что песня про мою зимовку в Гоа и про моих новых других приобретённых друзей, и про всех не забытых Старых, про прекрасное время препровождения, про мою жизнь!!! У меня были мурашки по коже и очень много разных эмоций: слёзы, радость, смех, счастье, грусть. Благодарю сердечно, Алина!
НАДЕЖДА, Участник тренинга Anatantra
И песня мне выпала «…» (название песни). Было забавно просто взять и вспомнить , в суете быта, о базовой ценности отношений. Говорить….